ТАРИФЫ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Fri, 02 Apr 2004 12:31:17 +0500 Сравнивай, считай, делай выводы
Сравнивай, считай, делай выводы

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ НАСЕЛЕНИЮ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Для проведения анализа действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению Свердловской области, Региональной энергетической комиссией Свердловской области по телефону запрошена у администраций муниципальных образований информация о введенных в первом квартале 2004 года тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения.
По состоянию на 15 марта 2004 года получена информация о тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения от всех 72 муниципальных образований Свердловской области, из которых только 45 (62,5%) в первом квартале 2004 года изменили тарифы для населения за жилищно-коммунальные услуги.
Объективной причиной повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения в 2004 году является изменение тарифов на коммунальные услуги (электроэнергию, теплоэнергию, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение), регулируемых Региональной энергетической комиссией Свердловской области.
С 1 января 2004 года увеличены тарифы:
1) на тепловую энергию, вырабатываемую ОАО «Свердловэнерго», для жилищных организаций - на 14 процентов постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18.12.2003 г. № 250-ПК «Об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Свердловэнерго» и поставляемую потребителям Свердловской области». При утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую другими энергоснабжающими организациями, рост не превысил 16 процентов к уровню, сложившемуся на 31.01.2003 г.;
2) на услуги водоснабжения и водоотведения - на 12 процентов постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 03.12.2003 г. № 230-ПК «Об утверждении предельных максимальных расчетных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в Свердловской области»;
3) на электрическую энергию для населения - на 13 процентов постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 19.12.2003 г. № 249-ПК «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению Свердловской области в 2004 году»;
4) на услуги газоснабжения для населения: на сжиженный газ - на 20 процентов; на природный газ - на 22 процента постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24.12.2003 г. № 260-ПК «Об утверждении предельных розничных цен на природный и сжиженный газ, реализуемый населению Свердловской области».
Рост тарифов на жилищные услуги, по мнению Региональной энергетической комиссии Свердловской области, не должен превышать рост фонда оплаты труда на 2004 год (16,3%), предусмотренный постановлением Правительства Свердловской области от 19.09.2003 г. № 579-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 22.05.2003 г. № 310-ПП «О предварительном прогнозе социально-экономического развития Свердловской области на 2004 год и прогнозе сводного финансового баланса Свердловской области на 2004 год», так как значительная часть затрат в структуре себестоимости (более 50%) приходится на оплату труда.
Анализ полученной информации об изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению по муниципальным образованиям Свердловской области, показал, что по состоянию на 1 марта 2004 года:
– не введена 80-процентная оплата населением жилищно-коммунальных услуг в 2 органах местного самоуправления: г. Лесной (с 01.02.2003 г. - 70%), г. Новоуральск (с 01.01.2002 г. - 75%);
– в двух муниципальных образованиях не достигнута нормативная максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг, равная 22 процентам: г. Верхняя Тура - 15%; г. Кировград - 20%.
Из 72 муниципальных образований в 27 действуют тарифы на жилищно-коммунальные услуги, введенные в 2003 году, в 29 - тарифы изменены с 01.01.2004 г., в 14 - с 01.02.2004 г., а в 2 муниципальных образованиях с 01.03.2004 г.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги существенно отличаются по территории Свердловской области:
содержание и ремонт жилья: от 0,28 руб./кв. м общей площади в месяц (Гаринский район) до 6,39 руб./кв. м (г. Краснотурьинск);
отопление в расчете на 12 месяцев: от 3,77 руб./кв. м общей площади в месяц (г. Заречный) до 14,31 руб./кв. м (р. п. Бисертское);
горячее водоснабжение: от 19,29 руб./чел. в месяц (Тугулымский район) до 128 руб./чел. в месяц (г. Ирбит);
холодное водоснабжение: от 5,42 руб./чел. в месяц (Серовский район) до 37,83 руб./чел. в месяц (г. Каменск-Уральский);
водоотведение: от 9,11 руб./чел. в месяц (Белоярский район) до 74,38 руб./чел. в месяц (г. Верхняя Тура).
Сумма платежей населения за жилищно-коммунальные услуги по сравнению с 2003 годом:
снизилась или не изменилась в 6 муниципалитетах, повысилась до 10% - в 14, до 20% - в16, свыше 20% - в 8. Наиболее резкий рост произошел в г. Верхнем Тагиле (на 37%), в Каменском районе (на 60%), в Талицком районе (на 78%).
Ставки платы за коммунальные услуги:
снижены или не изменены в 7 муниципалитетах, повышены до 10% - в 15, до 20% - в 17, свыше 20% - в 8.
Наиболее резкий рост произошел в:
– г. Верхнем Тагиле (на 33%) из-за увеличения средней доли платежей с 54% до 74% (в том числе: за ГВС с 59% до 89%, за водоснабжение с 16% до 55%, водоотведение с 54% до 74%);
– г. Ивделе (на 46%) из-за увеличения средней доли платежей с 76% до 112% (в том числе: за ГВС с 72% до 119%, за водоснабжение с 84% до 126%, водоотведение с 54% до 102%);
– Каменском районе (69%) из-за увеличения средней доли платежей с 69% до 101% (в том числе: за центральное отопление с 63% до 78%, ГВС с 69% до 93%, за водоснабжение с 79% до 117%);
– Талицком районе (на 90%) из-за увеличения средней доли платежей с 51% до 92% (в том числе: за центральное отопление с 49% до 98%).
Ставки платы за жилищные услуги с учетом отмены платы за капитальный ремонт:
снижены или не изменены в 13 муниципалитетах, повышены до 10% - в 6, до 20% - в 6, свыше 20% - в 19.
Наиболее резкий рост произошел в:
– г. Верхнем Тагиле (на 47%) из-за увеличения расходов на содержание и ремонт жилья на 79%, платы за наем жилья на 52%;
– г. Каменске-Уральском (на 52%) из-за увеличения расходов на содержание и ремонт жилья на 96%, за вывоз мусора на 69%, уборку мест общего пользования на 83%, уборку придомовой территории в 2,3 раза;
– г. Качканаре (на 38%) из-за увеличения расходов на содержание и ремонт жилья на 84%;
– Нижнетуринском районе (на 73%) из-за увеличения расходов на содержание и ремонт жилья в 2,8 раза, лифта - на 40%;
– Серовском районе (на 53%) из-за увеличения расходов за содержание и ремонт жилья на 64%, платы за наем жилья в 2,7 раза;
– Сысертском районе (на 47%) из-за увеличения расходов за содержание и ремонт жилья на 39%, лифта - в 2,2 раза.
Таким образом, значительный рост платежей населения за жилищно-коммунальные услуги вызван в основном увеличением расходов на содержание и ремонт жилья, а также увеличением доли платежей населения, которая необоснованно сдерживалась в 2003 году.

Фактическая доля оплаты населением в 2003 году по вышеперечисленным муниципальным образованиям, вместо 80%, принятых в межбюджетных отношениях Свердловской области, составляла:

– Верхотурский уезд - 67%, в том числе: отопление и горячее водоснабжение - 66%, холодное водоснабжение - 72%, водоотведение - 36%;
– Ирбитский район - 70%, в том числе: наем жилья и вывоз мусора - 60%, отопление - 70%, горячее водоснабжение - 66%;
– Новолялинский район - 69%, в том числе: горячее водоснабжение - 43%;
– Североуральск - 50%, в том числе: содержание и ремонт лифтового оборудования - 13%, водоотведение - 51%;
– пос. Староуткинск - 54%, в том числе: отопление - 50%, холодное водоснабжение- 67%.
Несмотря на то, что согласно принятым постановлениям органов местного самоуправления доля платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги составляет 80 процентов, сопоставление фактических данных показало, что сумма платежей населения за жилищно-коммунальные услуги:
– не достигает 80% в 20 муниципалитетах, в том числе: в Красноуфимске (63%), Североуральске (52%), р. п. Староуткинске (57%), в Тугулымском районе (23%);
– достигла 90% в 3 муниципалитетах: Карпинске (91%), Ревдинском районе (91%), Талицком районе (92%);
– 100% и более в 2: Ивделе (100%), Каменском районе (101%).

Кроме того, в отдельных муниципалитетах введены ранее отсутствующие платежи населения:

в г. Верхняя Тура - за уборку придомовой территории;
г. Ивдель - за уборку мест общего пользования и придомовой территории;
пос. Малышева - за вывоз мусора и уборку придомовой территории;
Сысертский район - за вывоз мусора;
пос. Рефтинский - содержание и ремонт лифтового оборудования.
В результате рост тарифов на жилищные услуги, регулируемые органами местного самоуправления, выше, чем на коммунальные услуги, регулируемые органами государственной власти. Например, в г. Каменске-Уральском - на 47%, в Нижнетуринском районе - на 54%, в Серовском районе - на 64%.
В связи с повышением органами местного самоуправления Свердловской области тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги участились обращения граждан к губернатору, Правительству Свердловской области и в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области на резкий рост платежей.
Очень много обращений поступило из Нижнесергинского муниципального образования, где с 1 января 2004 года введена плата «на покупку тепловой энергии» и «на содержание тепловых сетей», что не относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Прокомментировать данный документ мы попросили старшего экономиста МУП «ГУ ЖКХ» Надежду Николаевну СЕЛЕЗНЕВУ:
– Думаю, наши квартиросъемщики, опираясь на приведенные выше данные, сами могут сделать вывод: приемлемые тарифы на коммунальные услуги установлены в нашем городе или нет. Одно могу сказать точно - доля платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги не превышает в Краснотурьинске 80 процентов. При повышении тарифов мы всегда стараемся учитывать рост доходов населения, результаты экспертизы обоснованности затрат и норм потребления.
Всегда своевременно пересматриваются тарифы за жилищно-коммунальные услуги, чтобы не допустить необоснованного сдерживания или завышения доли платежей граждан от экономически обоснованных затрат. Нормативы потребления населением жилищно-коммунальных услуг устанавливаются из реального технически обоснованного объема потребления, не допуская включения в них нерациональных потерь, происходящих не по вине населения.
«Заря Урала» 1.04.2004 г. Подготовила Наталья ЗОРИНА.
Газета "Заря Урала"
palych (palych@ae21vek.ru)
Постоянный адрес публикации: http://krasnoturinsk.ru/news/2004/04/1126_print.shtml

При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на krasnoturinsk.ru обязательна.
© 2002-2010  www.krasnoturinsk.ru